Неприятность
Собрался я как-то на Большое Алматинское Озеро сходить. Полагаясь на добропорядочность нашего Акимата, сел на 211 автобус и доехал до Аю-Сая, точнее до шлагбаума перед Аю-Саем. Там сейчас плотину селезащитную строят. Зачем нам вторая плотина? Вышел из автобуса и … . Опс! Зря я полагался на добропорядочность Акимата. На шлагбауме стоит строгий дяденька и никого не пускает. А щит рядом гласит, что проезд и проход разрешен только с 6.00 до 8.00, с 13.00 до 14.00 и с 18.00 до 19.00. Но минуточку, Акимат обещал, что машины пускать не будут, а пеших туристов — без ограничения. Ну порассуждаем здраво, если у человека нет машины, и он живет не в «Орбите», то как он может успеть пройти этот шлагбаум с 6.00 до 8.00? Ну а с 13.00 до 14.00 и с 18.00 до 19.00 пешком на Большое Алматинское Озеро идти смысла нет. Получается, что это расписание сделали во благо автомобилистам.
И, как станет ясно дальше, я не понял смысл этого расписания, т. к. работа на плотине не прекращается не на минуту. Интересно, как все это объяснит господин Б. Сагинтаев? Ну ладно. Возвращаться домой не солоно хлебавши мне не хотелось. Вот я и решил Пройтись по Старой Японской Дороге.
Немного истории
Нынешний горный серпантин — остатки от рабочей дороги, которая была проложена во время строительства ГЭС-1. Пробивали туннели через горы японские военнопленные, которые находились в лагере №40 дислоцированного в Алматы в период с 1939 по 1956 годы. Дорога позволяла подъезжать к шурфам и вентиляционным шахтам, контролировать строительство, а уже после — работу ГЭС: проветривать туннели, следить за напором и уровнем воды. Подъезжали по дороге и к индукционным селевым датчикам — натянутый трос к которому подключена сигнализация и в случае схода сели, трос рвался и срабатывала звуковая сирена. Вдоль трубы проложена железная дорога, по которой при строительстве на тросе поднимались по частям трубы и бетонные блоки. Площадки ГЭС-1 и ГЭС-2 специально спроектированы так, что вторая находится выше первой. Между ними протянуты сбросные трубы под углом в двадцать градусов, благодаря чему вода идет самотеком без использования дополнительной техники. В годы строительства ГЭС в ущелье функционировал военный городок. Зона-поселение находилась на правом склоне ущелья Аю-сай, здесь находился дом отдыха “Коммунальник”, жилой комплекс, войсковая часть, дом офицеров и школа.
Труба
С конечной 28 автобуса отчетливо видна труба, спускающуюся с высоченной горы. Вот это и есть начало маршрута.
От Аю-Сая я спустился вниз, прошел через поселок к трубе. Оказалась она не такой страшной, как выглядела со стороны. К тому же вдоль нее проложены ступеньки. Я где-то слыхал, что ступенек около 1400. Хорошая кардиотренировка. Вперед и вверх. Сразу же со ступенек окрываются хорошие виды на горы и город. Подъем занял примерно 40-50 мин.
Дорога
По дороге идти сравнительно легко. Проходит она почти в горизонте, с небольшими подъемами и спусками.
Открывается хороший обзор на местные вершины — пики Большой Алматинский, Кокшокы и Каргалинский. Внизу, как на ладони видна асфальтированная дорога на Большое Алматинское Озеро. И сверху я увидел, что суровый дядя не стал дожидаться 13.00 и потянулся караван машин убивать наши горы.
Сверху я так же увидел гужавинское безобразие. Построил 4 объекта, причем 2 из них неизвестного назначения, а травянистый слой содрал со всего плато.
Ну что это я все о грустном. На начальном участке дороги воды нет, тенька нет, населена она клещами и змеями. Иногда вдоль дороги встречаются скальные выходы. И что самое неприятное, судя по валунам на дороге, с них довольно часто падают камешки. Поэтому надо смотреть в оба.
После примерно через 3 км пути начинают встречаться родники, ручьи, а на одном участке дорога проходит через ельник.
Заканчивается дорога серпантином, который плавно спускается к Большой Алматинке.
Огонь, пыль и трубы КАМАЗов
Спустившись по серпантину к реке я решил искупаться. После 7-ми километрового перехода это настоящий кайф. Взбодрифшись в реке я двинулся в обратный путь. Пока я дышал свежим воздухом, некоторые несознательные граждане сделали все, чтоб этот воздух отравить.
И уж совсем офигевший чувак ломал дерево на шашлык. К сожелению, увидев, что его фотографируют, он очень быстро убежал. Удалось снять только его зад.
Очень быстро я спустился к Аю-Саю и трем медведям. Тут мне опять представилась возможность поизучать творчество Александра Гужавина. Ну слов нет, одни эмоции.
Далее я вступил в зону стройки. Опять же возникает вопрос об этом дурацком расписании проезда-прохода. Я поспрашал рабочих. Работы ведутся без каких бы то ни было перерывов. Единственное неудобство, которое я почувствовал — это огромное количество пыли, поднятой КАМАЗами. Ну и запах солярки от всей этой техники. Так почему народ не пускают?
Вот и весь поход. До конечной 28 автобуса дошел минут за 20 и без происшествий.