Фотосъемка портрета. Часть 3. Художественная анатомия.

Всем привет!

Я хотел бы продолжить тему фотосъемки портрета, начатую в части 1 и части 2.  Художественную или пластическую анатомию изучают в художественных академиях. Это очень большая и интересная тема. Я не буду делать академические выкладки. Я постараюсь рассказать об основах, чтобы вы могли использовать знания о строение тела и роботе мышц в своих портретах. В основном будем говорить о женской художественной анатомии. Объясняется все очень просто. На все 100 %  знания художественной анатомии используются при фотографировании обнаженного портрета. И вот тут есть различия. В женском обнаженном портрете надо показать красоту  женского тела, нежность, линии фигуры. То же надо показать и при съемке обычного портрета женщины.  Женщина остается женщиной и раздетая, и одетая. В мужском обнаженном портрете основная задача — это мужественность. Т. е. Необходимо показать рельеф мускулатуры. Понятно, что через одежду рельеф мускулатуры не покажешь. Поэтому знания мужской художественной анатомии для съемки бытового портрета в большинстве случаев малоэффективны. Но есть несколько общих моментов для мужского и женского портретов.

Рабочая сторона

Фотосъемку портрета надо начинать с изучения особенностей внешности модели. Ни лицо, ни тело человека не симметричны. Поэтому перед съемкой мы должны определить рабочую сторону нашей модели. Рабочая сторона — это сторона, наиболее приемлемая для съемки. Определяют рабочую сторону лица и рабочую сторону тела. Но лицо всегда более приоритетно. Т. е. если вы делаете обнаженный портрет и у модели правая сторона лица более привлекательна, а на теле шрам от аппендицита, то рабочая сторона все-равно будет правая. Чтоб было более понятно, давайте посмотрим фотографию ниже.

502_1-2

Выбор рабочей стороны.

Изучив лицо модели можно увидеть, что правый глаз у нее шире, ресница правого глаза более пушистая, нос с правой стороны красивее очерчен, линия скулы справа более плавная, на левой щеке прыщи. И на конец, что не видно явно, мышцы во круг губ более подвижны справа, поэтому улыбка получается слегка кривой. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что рабочая сторона модели — правая. Теперь надо подобрать такие условия съемки (освещение, место съемки, позу модели и т. д.), чтобы все перечисленные дефекты левой стороны лица были наименее заметны. В век цифровых технологий многие спросят: «А зачем городить огород? Все можно исправить в фотошопе».  В какой-то мере это верно. Можно легко отретушировать прыщи. А вот сделать глаза одинакового размера — уже сложнее. Ресницы же привести к общему знаменателю смогут люди, имеющие 10 — 15-летний опыт работы в фотошопе.

О позах

Существуют тысячи рекомендаций по съемке портретов. Давайте рассмотрим стоящую модель.

502_3

Позообразующие линии.

Можно провести три воображаемые линии, параллельные полу. Линия лобка, линия талии и линия плеч. В обыденной жизни в большинстве случаев линии лобка и плеч остаются параллельными полу, чего нельзя сказать про линию талии. Наклон линии талии постоянно меняется, например, при ходьбе. У женщин сильнее, у мужчин слабее, но меняется. Давайте попросим нашу модель выкинуть бедро. И посмотрите как изменился угол наклона линии талии. Также обратите внимание, как изменилась динамика самого кадра.

502_4

Изменение угла наклона линии талии.

Для примера давайте рассмотрим две разные фотографии одного и того же мужчины. Портрет слева ничем не примечателен. Давайте попробуем изменить угол наклона линии плеч. У нас получился более привлекательный и интересный портрет. Надеюсь, к этому моменту вы начинаете понимать, как образуются базовые позы за счет линии плеч.

502_5-6

Изменение наклона линии плеч.

Давайте теперь к линии плеч добавим линию талии. Внимание! Далее все касается только женщин. попытка использовать линию талии для мужчин — это просто кривляние (если, конечно, мужчина не гомосексуалист).

Попросим нашу модель снова, но не очень сильно, выкинуть бедро, левую руку спрятать за выкинутое бедро, а правую положить на голову. Линии плеч и талии имеют не большой наклон и где-то слева от модели они пересекаются. (Хочу сделать маленькое отступление во время съемки вы должны мыслить и соответственно управлять поведением модели относительно ее. Т. е. если я говорю слева, то это значит слева для модели, а не для фотографа.) Вот мы и получили первую позу, хорошо показывающую линии фигуры. Движение рук здесь не случайно. Прося модель подымать руку вверх или прятать ее за бедро, я заставляю напрягаться или расслабляться определенные мышцы, которые и подчеркивают нужные фрагменты фигуры.

502_8

Небольшой наклон линий талии и плеч.

Усложним задачу. Попросим нашу модель левое плечо развернуть вперед, левую руку вынести перед бедром, а правую руку отвести назад и положить на пояс. Это увеличит наклон и линии талии, и линии плеч. Взгляд модели направим вперед, вдоль линии плеч. Линии талии и плеч пересекаются где-то слева от модели. Кадр стал более динамичным. (Всегда думайте о модели. Для нее эта поза очень непривычная и неудобная. Как только сделали три — четыре кадра, дайте модели отдохнуть.)

502_9

Увеличение угла наклона линий талии и плеч.

До сих пор точка пересечения линий талии плеч находилась в направлении взгляда модели. Теперь попробуем поэкспериментировать и перенести в сторону, противоположную ее взгляду. Попросим модель сложить руки на груди, при этом приподняв немного  левое плечо, и выкинуть правое бедро. У вас получилась классная поза для бытового портрета.

502_10

Отличная поза для бытового портрета.

До сих пор мы рассматривали взаимодействие линий талии и плеч, и совсем забыли про линию лобка. Дело в том, что линия лобка начинает работать в положении лежа, редко в положении сидя. Рассмотрим следующую фотографию. Модель лежит к нам спиной, оперевшись на локоть, левая рука согнута в локте и поднята над головой. Позвоночник образует догу. Обратите внимание, что с правого бока модели мышцы напряжены, в то время как слева мышцы расслаблены. Это своего рода закон: мышцы расслабляются со стороны схождения линий лобка, талии и плеч, и напрягаются там, где эти линии расходятся.

502_24

Схождение линий лобка, талии и плеч в положении лежа.

Теперь попросим нашу модель лечь на спину, вытянуть ноги вперед, а руки положить под голову. В этом положении мышцы груди расслаблены, а мышцы живота и спины напряжены. Взаимодействие этих мышц заставляет позвоночник так выгнуться, что между поверхностью и спиной в области талии легко можно просунуть руку.

502_25

Изгиб позвоночника.

В заключении я хотел бы показать вам несколько поз, дошедших к нам из Древней Греции.

502_11

502_12

Очень открытая, агрессивная поза. На ноги модели просятся туфли с очень высокими шпильками.

502_15

Поза целомудрия.

502_16-17-18

Разные варианты позы купальщицы. Для греков — это символ чистоты. Т. е. купальщица нюхает подмышками. Запах приятный — значит она чистая.

502_19

Поза Венеры. Изначально Афродита изображалась со спрятанными за спиной руками. В дальнейшем римляне порешили, что проще руки обрубить. Ну и у римлян богиня звалась Венера.

502_20

Поза жрицы.

502_26

Пляжная поза. Съемка ведется сверху вниз.

Лицо

Наиболее важную роль в портрете играет лицо. Под кожей лица находятся мышцы. Эти мышцы делятся на две группы: менее подвижные, но очень сильные жевательные и слабые, но очень подвижные — мимические. В мимических проявлениях принимают небольшое участие и жевательные мышцы, но эмоциональный настрой человека формируют только мимические мышцы.

502_27-28-29-30-31-32-33-34-35

Эмоции.

Итак, мимическая мускулатура — это быстро реагирующий подвижный инструмент внутреннего состояния человека. От длины мимических мышц и от эластичности кожи зависит количество складок при различных мимических реакциях. Обычно эти складки образуются поперек движению. Это надо учитывать при выборе освещения.

Шаг, еще шаг…

При ходьбе человек переносит центр тяжести с одной ноги на другую. Нога, которая принимает центр тяжести, называется опорной. Положение центра тяжести относительно модели имеет ключевое значение. Очень выразительны такие моменты, когда модель, вследствие положения центра тяжести перед опорной ногой, как бы стремится к падению. Самый выразительный момент концентрируется в фазе окончании движения, которая связана со стабильностью. На данной фазе фантазия зрителя с настоящим моментом связывает кусочек прошлого и рисует картину будущего.

502_21

Начальная фаза шага с полуоборотом туловища через левое плечо. Опора на правой ноге. Такой полуоборот дает возможность четко зафиксировать и выгодно подать грудь модели.

502_22

Завершающая фаза шага. Наверно так Афродита вышла из пены морской.

502_23

Работа мышц ягодиц, спины и шеи при шаге правой ногой и поворотом головы через левое плечо.

Мы рассмотрели работу мышц и не стали затрагивать скелет и работу суставов. В фотографии использовать работу мышц довольно просто. Естественно все приходит с опытом. Надеюсь, что знания о работе мышц помогут вам получать выразительные портреты.

С уважением, Кузя Прутков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажите, что вы не робот! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.