То, что смотрит на объект.

Всем привет! Прочитав мои статьи «О важности композиции» части 1 и 2 и «Тайные линии» вы должны понять, что правильно построенный кадр — залог хорошего снимка. Я не зря стараюсь собрать в галерее работы знаменитых художников и фотографов. Это тренировка для глаз. Изучение работ великих живописцев и фотографов не сделает из вас профессионального фотографа, но отличить туфту от приличного снимка вы сможете. Вообще методы построения композиции основаны на свойствах нашего зрения, которые изучались тысячелетиями. К сожалению для фотографа мало знать основы построения композиции кадра.

И так. Матрица фотоаппарата всего лишь фиксирует изображение. Картинку рисует объектив. От того, на сколько объектив сделан качественно, зависит качество изображения.

Что же из себя представляет объектив? Разнообразие объективов поражает. Вообще, современный объектив — это очень сложная оптическая система, состоящая из множества линз. Основными характеристиками объектива являются диаметр его линз и фокусное расстояние. Я не буду вдаваться в физику, просто примите на веру, что чем больше диаметр линзы, тем более качественную картинку можно получить. На качество изображения также влияет то, как хорошо линза пропускает свет. Падая на линзу свет частично преломляется и попадает на матрицу фотоаппарата, частично отражается и никуда не попадает. Чтобы снизить коэффициент отражения, линзы покрывают просветляющей пленкой. Ее можно заметить. Она имеет синеватый или желтоватый оттенок. Естественно просветление линз увеличивает стоимость объектива.

Объективы бывают переменного (зум объективы) и фиксированного (фиксы) фокусного расстояния. Фокусное расстояние зависит от диаметра, количества и кривизны поверхностей линз. В зум объективах для изменения фокусного расстояния отводится специальная группа линз. Объектив с фокусным расстоянием 50 мм у профессиональных фотографов называется штатным. От куда произошло это название я не знаю. Объективы с этим фокусным расстоянием (или близким к нему) шли в базовой комплектации почти всех советских фотоаппаратов.  Фокусное расстояние 50 мм имеет абсолютно здоровый (не дальнозоркий и не близорукий) человеческий глаз (самая совершенная в мире линза). Поэтому, снимки, сделанные с таким объективом наш глаз воспринимает очень хорошо.

Объективы с фокусным расстоянием от 70 до 200 мм обычно используют для съемки портретов. Ими хорошо прорисовывается текстура кожи и полутона. Также такими объективами можно получить прекрасное боке при съемке портрета. Также такие объективы можно использовать при макросъемке.

Объективы с фокусным расстоянием 200 — 1200 мм используются при съемке обитателей дикой природы или спортивных соревнований, когда нельзя близко приблизиться к объекту съемки.  С помощью объективов с фокусным расстоянием более 600 мм можно снимать планеты Солнечной системы. Ввиду большого увеличения таких объективов, работать с ними без штатива практически невозможно.

Все рассмотренные ранее объективы называются длиннофокусными. Теперь рассмотрим короткофокусные объективы.

Объективы 35 — 45 мм идеальный выбор для съемки в стиле ню. Они хорошо детализируют линии обнаженного тела, рисуют мягкие тени и т. д.

Объективы 12 — 35 мм используются для съемки пейзажей и архитектурных сооружений. Для таких объективов характерны линейные искажения по краям кадра. При съемке пейзажа эти искажения дают невероятную глубину пространства и отличную линейную перспективу, но к сожалению при съемке архитектуры они создают впечатление, что сооружение падает. Для коррекции подобных искажений используются специальные тилт-шифт объективы.

Объективы с фокусным расстоянием меньше 12 мм используются для специальных видов съемки.

Внутри любого объектива есть специальная шторка, которая получила название диафрагмы.

1

Ирисовая (лепестковая) диафрагма

Диафрагма регулирует световой поток, проходящий через объектив. Диафрагма — это относительное (относительно фокусного расстояния) отверстия. Для удобства градуировки шкалы используются цифры знаменателя. Например, диафрагма 5,6 означает что диаметр относительного отверстия составляет 1:5,6 фокусного расстояния. Числа на шкале диафрагмы называются диафрагменными числами. Еще одна важная характеристика объектива — светосила. Светосила — это максимальное относительное отверстие объектива. шкала диафрагмы градуируется таким образом, чтобы каждому соседнему делению соответствовало изменение светового потока в два раза.

В качестве диафрагмы нашего глаза выступает зрачок. При сильной освещенности он сжимается и расширяется в темноте. Для зрачка наиболее оптимальное диафрагменное число 5,6. Отсюда — вывод. Наиболее благоприятные условия съемки для восприятия нашими глазами фотографии — фокусное расстояние объектива — 50 мм, диафрагма — 5,6, выдержка — 1/60 с. К сожалению такой режим далеко не всегда можно использовать.

На отверстии диафрагмы возникает такое физическое явление, как дифракция. Свет — это электромагнитные волны. Так вот дифракция — это способность электромагнитной волны заворачивать за угол. Причем величина таких отклонений тем больше, чем меньше длина волны, т. е. синий свет откланяется сильнее, красный — слабее. Этот фактор вносит свою лепту в хроматические аберрации. Также величина отклонения луча света зависит от величины отверстия диафрагмы. Чем отверстие меньше, тем отклонение больше. Это вызывает нежелательные ореолы при сильно закрытой диафрагме. Поэтому при съемке не рекомендуется использовать крайнее значение диафрагмы.

2_3

Зависимость отклонения светового луча от величины диафрагмы.

Однако не все так плохо. Дифракцию света можно использовать как художественный прием, например, при съемке ночных фонарей. Благодаря дифракции во круг фонаря образуется красивая звездочка, причем лучики звездочки тем длиннее и тоньше, чем больше закрыта диафрагма.

IMG_25

Пример использования полностью закрытой диафрагмы (фонари)

Остается сказать еще несколько слов о мыльницах и сотовых телефонах. На эти аппараты ставятся только короткофокусные объективы. Это накладывает определенные ограничения при съемки с подобных устройств.

Вот пожалуй и все. С уважением, Кузя Прутков.

2 thoughts on “То, что смотрит на объект.

  1. Уведомление: Пейзаж | Кузькин сайт

  2. Alla-pop

    Идея с объектами не такая уж и бредовая и даже имеет своё историческое воплощение — кому любопытно, можете сами пошерстить историю начала 20 века. Аниме действительно очень хорошо сделано, яркое, насыщенное с живыми персонажами, которые не ведут себя пафосно и шаблонно. Лёгкий градус безумия, конечно же имеет быть. Как и немножко пошлятинки. Смотрим и наслаждаемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажите, что вы не робот! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.