О важности композиции. (Часть 2).

Всем привет!
В своей статье Тайные линии я рассказывал о диагоналях в кадре. Рассмотрим диагонали более подробно. Наши глаза воспринимают левую и правую сторону кадра неравноценно. Это свойство нашего зрения широко используется для построения композиции. Если вы сфотографируете объект, поднимающейся вдоль нисходящей диагонали, вы тем самым передадите напряжение этого подъема.

В изобразительном искусстве, в том числе и фотографии, полная симметрия выражает абсолютный покой. Наоборот, композиция с сильно выраженной асимметрией полна энергии и движения. Поэтому, диагонали — самые динамичные линии в кадре.

В качестве примера можно опять обратиться к живописи. Всем известна картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сани двигаются вдоль нисходящей диагонали. Это создает сильное напряжение. Но движение саней подчеркивают следы полозьев на снегу, на переднем плане. Также дополнительную динамику картины создает бегущий за санями человек, а также толпа сторонников боярыни, занимающая большую часть картины, как бы подчеркивая трагизм происходящего.

19_6.jpg

В. И. Суриков. Боярыня Морозова.

Теперь сделаем зеркальное отображение картины. Теперь сани движутся легко и непринужденно вдоль восходящей диагонали. Кроме этого, нарушилась смысловая нагрузка картины. Бегущий человек теперь убегает от саней. Толпы сторонников и противников поменялись местами, а связь между композиционными центрами нарушилась.

19_6_1

Зеркальное отображение картины «Боярыня Морозова».

И шедевр превратился в жалкую мазню. Вывод  прост. При построении динамичных кадров, старайтесь избегать симметрии и пытайтесь установить воображаемые связи между композиционными центрами. Если центр композиции один, он должен быть сильно выделен визуально.

Вот и все. С уважением, Кузя Прутков.

7 thoughts on “О важности композиции. (Часть 2).

  1. Уведомление: То, что смотрит на объект. | Кузькин сайт

  2. darkhelgi

    Открою вам секрет что в странах где письмо с права налево зеркальный вариант больше понравится чем оригинал, так как люди привыкли считывать информацию с другого края.

    1. prutkov Автор записи

      На самом деле нет. Ваше утверждение было бы верно, если бы все важные центры попали бы в равносильные важные центры при зеркальном отображении, чего нельзя сказать, например, о юродивом, бегущем мальчике, нищей старухе. Кроме того, даже для стран, где письмо справа налево, восходящая и нисходящая диагонали такие же как у нас. А главная фишка этой картины в том, что сани двигаются вдоль нисходящей диагонали, что создает дополнительную композиционную напряженность. Вообще, если брать работы В. Сурикова, то ни в одной из них при зеркальном отображении нельзя сохранить целостность композиции. Они просто очень сложны в композиционном плане. Если художники эпохи возрождения намечали 3 — 4 композиционных центра и от них плясали, то, для примера, в работе В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» целых 52 композиционных центра.
      Я стараюсь не забивать головы читателей подобными сложностями. Просто изучение картин и фотографий — это тренировка взгляда. Я не собираюсь делать из кого-то профессионального фотографа, тем более, что сам себя таковым не считаю. Но поделится тем, как я сам учился фотографировать — могу.

      1. darkhelgi

        В этом и дело что люди где письмо наоборот. Для них нисходящая становится восходящей. Это у нас даже по маркетингу в коледже препадают. Для большинства сайты читаются как «F» а в станах с обратным письмом ф зерканое. Мозг считывает сначала с другой стороны.

  3. FORREST

    второй уровень организации изображения, схема построения композиции. Из живописи известны несколько

  4. Виталий

    Почему при описании истории создания картины автор использует зеркальный вариант?

    1. prutkov Автор записи

      Я не описываю историю создания картины. Я показываю, как можно развалить композицию зеркальным отображением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажите, что вы не робот! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.