О важности композиции. (Часть 1).

Что это такое? Как взаимодействую различные объекты на картине или фотографии?

В психологии есть так называемое правило Мюллера. Оно гласит, человеческий глаз не может воспринимать одновременно более 7 — 9 объектов. А если объектов больше? Задача любого фотографа (или художника) построить такую композицию, чтобы глаз зрителя следовал от объекта к объекту, и чтоб положение и формы этих объектов гармонировали друг с другом. При реальной фотосъемке это не возможно. Но если вы сможете добиться того, что хотя бы два объекта на фотографии хорошо сочетаются друг с другом, то это будет отличная фотография. Если хорошо будут сочетаться 3-4 объекта — это будет шедевр.

Чтоб все было более понятно, давайте рассмотрим картину Ильи Репина «Не ждали.».

18_73

И. Е. Репин. Не ждали.

Сюжетная линия картины — мужчина вернулся домой из ссылки. Главные объекты картины — безусловно мужчина и его мать. Их фигуры выделены и по размеру и тонально. Между ними установлена прочная связь — мать и сын смотрят друг на друга. Так И. Репин достиг гармонии между главными действующими лицами.

Но художник заставляет наш взгляд поочередно фиксироваться и на второстепенных действующих лицах. Доски пола служат как бы направляющими взгляд к вошедшему мужчине. Далее наши глаза фиксируют светлый проем двери, а еще более светлый передник горничной заставляет сконцентрироваться на ней. благодаря вытянутой руке горничной и распахнутой двери в фокус попадает женщина за роялем (по всей вероятности жена мужчины). Череда из светлых пятен на стене (очевидно семейных портретов) и белого воротничка девочки перемещает наш взгляд к детям мужчины. И, наконец, светлые детали узора на скатерти направляют взгляд к матери мужчины. Так художник достиг полной гармонии между всеми действующими лицами этой сцены.

Вообще, хорошей фотографией (и картиной тоже) будет такая фотография, к которой нельзя больше ничего прибавить, да и отнят от нее тоже ничего нельзя. В этом случае говорят, что композиция самодостаточна.

Давайте рассмотрим еще один пример. Когда Рафаэль был студентом, его учитель Пьетро Перуджино поручил ему сделать копию своей картины «Обручение девы Марии». А теперь сравните две картины.

16

Пьетро Перуджино. Обручение девы Марии.

9_27

Рафаэль Санти. Обручение девы Марии.

Картина Перуджино выглядит жалкой копией картины Рафаэля, не смотря на то, что копия писалась именно с нее. И дело не в яркости красок. На картине Перуджино задний план не работает вообще и ни как не связан с группой людей на переднем плане. Рафаэль заставляет взгляд перемещаться от объекта к объекту. В последствии Рафаэль не раз повторит этот прием, направляя взгляд в нужную сторону за счет линий одежды и  жестов персонажей. Лестница устанавливает связь, между группой людей и храмом, как бы говоря, что главное действие будет именно в храме. Также обратите внимание, как Рафаэль передает воздушную перспективу на заднем плане. Поэтому Рафаэль стал великим художником, а Перуджино вошел в историю всего лишь как учитель Рафаэля.

С уважением, Кузя Прутков.

1 thought on “О важности композиции. (Часть 1).

  1. Уведомление: То, что смотрит на объект. | Кузькин сайт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажите, что вы не робот! * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.